АНО ВО Институт деловой карьеры
Приемная комиссия: 8 (800) 600-49-95 8 (495) 676-17-67 8 (966) 172-28-47
Учебный отдел: 8 (495) 362-08-40
Секретариат: 8 (495) 676-33-77
Бухгалтерия: 8 (967) 140-62-20

Структура плана карьеры (доклад, Елены Буран)

Структура плана карьеры (доклад, Елены Буран)

Основным продуктом экспериментальной работы должны стать индивидуальные планы карьеры. Для того, чтобы понять насколько дети готовы к планированию карьеры в школе 1905 с нашим участием были проведены сочинения «Проект моего плана карьеры».

Сложность этой работы состояла в том, что нужно было рассказать о себе от первого лица так, чтобы это мог прочитать посторонний человек с заранее заданным эффектом. Эффект состоит в том, чтобы в авторе сочинения посторонний человек увидел обладателя достоинств, способностей, определенного таланта, настроенного на созидание, активный поиск решений, открытого к ответственному сотрудничеству, партнерству, готового оказать помощь, содействие, старание в решении задач различной сложности, искать положительное решение в работе с максимальным кругом клиентов, инвесторов, сотрудников.

Такая постановка задачи не допускает того, чтобы автор сочинения занимался откровенной саморекламой, самопохвалой, но сохранял достоинство и описывал максимально искренне и полно реальные способности. Мы с Вами знаем, что основная трудность работы персонала в том, что сотрудник не умеет точно описать свои способности, достоинства, оставляет это на усмотрение руководства,  и часто, в результате, руководство начинает забивать гвозди швейцарскими часами, то есть использует сотрудника не по его реальным способностям и лишая его возможностей к развитию, достойного вознаграждения и условий работы.

Ребятам нужно было не просто описать свои способности, но и меру ответственности за степень проявления, направление проявления этих способностей. Умение воспользоваться социальными возможностями для проявления природных способностей сегодня очень ценится. Потому что талантливых инженеров и др. специалистов у нас много, а вот как оформить эти способности в проект, в документацию, в бизнес-план, как довести до ума инвесторов и руководителей свои задумки – это мало кто умеет делать как следует. И бывает, что человек в юности мечтает достать до звезд, а в сорок лет его спрашивают: а что же ты свою идею так и не оформил ни в какую программу действий или концепцию? Вот к решению этой задачи: то есть переводу мечтательных мыслей о себе внутри себя на уровень реальных рассуждений о будущем с учетом данных объективной диагностики, экспертного материала, мы делаем первый шаг нашей экспериментальной программой.

План карьеры и сочинение «Проект моего плана карьерного развития» решает еще и ту задачу, что он становится основой для формирования версии своей жизни, которая затем может быть отражена в резюме, при собеседовании, при осмыслении возникших трудностей, возможно провалов, удач или неудач. План становится неким символом, интегрирующим стратегические и тактические цели, способы и средства их достижения. И пусть это будет написано простым языком в простой форме, но ведь человек пишет о себе, о том, что для него главное, второстепенное, выстраивает иерархию ценностей, смыслов. Даже неявно, тем эффективнее это может происходить.

Что же показали нам сочинения? Они показали, что написать сочинение о себе трудно, потому что это похоже на публичную исповедь. Но мы с вами знаем, что любой успешный профессионал проходит через своеобразную публичную исповедь и должен быть готов к этому. Сочинения нам показали, что ребята, имея опыт письменных работ по литературе, истории, математике, легко могут варьировать общей абстрактной информацией, сделать описание профессии, написать даже о том, что нужно для успеха в этой профессии, для получения образования по профессии, но они очень мало или практически ничего не могут сказать о том, какое отношение они сами имеют или могут иметь к этой профессии. Или какое отношение эта профессия может иметь лично к ним. Из подавляющего большинства сочинений не видно, что именно они имеют соответствующие способности, умеют принять на себя соответствующую ответственность, что у них есть конкретные намерения и план хотя бы на два первых шага в освоении этой профессии. И следовательно, они имеют основание рассчитывать на занятие определенной должности с определенным уровнем вознаграждения. Вы можете мне возразить, что для детей это и не возможно. Я Вам возражу, потому что есть дети, которые написали очень цельные работы именно о себе, плавно вывели описание и способностей и возможностей, доведя мысль до уровня ожидаемого вознаграждения. Позднее я Вас познакомлю с одним из сочинений. Но главное, мы попытаемся разобраться, почему одним это удалось, а другим нет и как можно здесь помочь детям.

Давайте будем откровенны, мы с вами знаем, что можно прочитать толстую книгу «Война и мир», написать на пятерку сочинение, ответить умно на все вопросы по теме, но если заглянуть внутрь себя, то окажется что лично меня в этой толстой книге зацепила всего одна фраза, все остальное – может и правильно, но ко мне отношения прямого не имеет, не цепляет, не волнует, не интересует. Так, только для общего развития современного культурного человека, чтобы при случае упомянуть о том, что я это читал. Так бывает и с описанием профессий, с биографическими историями профессионалов. Что-то зацепило, а что-то нет. И не важны становятся все разумные доводы о конъюнктуре и востребованности, если не зацепило. А как сделать, чтобы цепляло именно то, что нужно и полезно? Такое возможно, как Вы думаете, дорогие коллеги? Сакраментальный вопрос. Оказывается такое возможно! Каким образом?

Здесь я позволю себе сделать небольшое научное отступление, чтобы стало понятно вам, что это не просто мои благие пожелания.

В нашей работе мы диагностируем потенциал к карьерному развитию по нескольким методикам. Одна из них – концепция поисковой активности. Сегодня я хочу на ней остановиться подробнее. Итак:

Концепция поисковой активности была сформулирована В. С. Ротенбергом [1] в семидесятых годах двадцатого века. Согласно этой концепции, активное поведение в условиях неопределенности (поисковое поведение) обеспечивает соматическое здоровье, предотвращает возникновение психосоматических заболеваний и повышает устойчивость организма к стрессу. Напротив, отказ от поиска является универсальной предпосылкой к развитию самых разнообразных форм патологии.

К поисковой активности относится активное и полезное преобразование мира, творчество, открытость по отношению к новому и т.п. Также к поисковой активности относится агрессивность и поиск острых ощущений. Поисковая активность может быть разрушительной и представлять опасность для социума, однако, в этом случае она сохраняет свое защитное влияние на здоровье.

Запас поисковой активности может быть направлен сознательно на полезную цель. Чем в большей степени поисковая активность находит выражение в адекватном и продуктивном поведении, тем меньше остается места для деструктивной агрессии. Воспитание правильных установок поведения эффективно при опоре на здоровые интересы. Именно поэтому в настоящий период полезно учитывать установки поведения при планировании развития личности, в первую очередь, профессионального и карьерного. Так, система воспитания в школе должна учитывать, что недостаточно подавить агрессивное поведение угрозой наказания, необходимо предоставить человеку альтернативную возможность полезного поискового поведения. Иначе подавление агрессивности может привести к депрессии или психосоматическим заболеваниям.

Система воспитания, создающая условия для проявления здоровой поисковой активности должна приводить к формированию активной жизненной позиции, выраженной в плане профессионального и карьерного развития. Деформация активной жизненной позиции связана с развитием состояний отказа от поиска, при которых разрушается взаимодействие человека с окружающим миром и возникает угроза его физическому и психическому здоровью.

Причинами деформации поисковой активности может стать выдвижение серьезных препятствий при возникновении исходной поисковой активности, эмоциональная напряженность, обусловленная страхом перед бесконтрольным изменением ситуации. Значительную роль при этом может играть исходный уровень поисковой активности. Сформированный в раннем детстве низкий уровень поисковой активности при столкновении с реальными трудностями не позволяет активно включаться в их преодоление. Снижение исходно высокого уровня поисковой активности может быть связано с тем, что человек ориентирован на достижение значимой для него конечной цели. Он как бы мотивирует себя на отсутствие поиска после достижения цели. В этом случае поисковая активность может реализовываться в других сферах деятельности. Так, предпринимая «последнюю попытку» найти достойную работу по основной специальности, человек намечает в случае неудачи поменять профессию. В этом случае не развивается эмоциональной напряженности, приводящей к построению неадекватных поведенческих схем.

Вторая группа причин отказа от полезной поисковой активности включает серии неудач так, что человек устает с ними бороться и ждет отрицательного результата своего поиска. В этом случае неудачи приобретают более высокую эмоциональную значимость или личностный смысл, чем достижение цели. Развивается пассивная стратегии поведения, а различия в исходном уровне поисковой активности могут определить только скорость выработки этого состояния. Мы знаем такие ситуации, когда у человека складывается позиция «жертвы», и все, что происходит далее, он воспринимает негативно-пассивно, обреченно. Это неадаптивная форма поведения, капитуляция перед жизненными задачами, которая может привести к различным патологиям, нездоровью. Система воспитания здесь должна предлагать условия активного завершения поиска, связанного с одними интересами и активного же переключения на другие интересы, также значимые для развития личности.

Отношение между установками поведения на активный поиск и капитуляцию перед трудностями определяет степень распространения беспомощности на разные виды деятельности в настоящем и будущем. Генерализованная во времени и пространстве обученная беспомощность формируется на фоне выдвижения серьезных препятствий для реализации самого субъективно значимого вида деятельности. Это может быть ведущая деятельность для конкретного возрастного периода становления личности. Поэтому учет возможностей проявления полезной поисковой активности в средних, старших классах школы при планировании карьерного развития очень и очень важен.

Существенное обеднение эмоционального общения по поводу будущего профессионального развития может выразиться в задержке развития эмоционально-волевой сферы, которая затем снизит уровень компетентности профессионального общения. Это обученная беспомощность, которую мы воспринимаем как растерянность, суетливость, смущение, отстраненность. Механизм формирования обученной беспомощности складывается из систематических одергиваний, запретов на проявление инициативы, неоправданных ограничений свободы действий, спонтанности, импровизаций. В результате эмоциональная напряженность не позволяет активно включаться в деятельность, что приводит к задержке в развитии познавательно-интеллектуальной сферы, провоцирует и нарушения общения. В сочетании с постоянной невозможностью реализации деятельности это приводит к развитию состояния обученной беспомощности, отказу от поиска глобального характера. Мы видим в этом случае людей, которые вроде бы от природы не должны быть излишне наивными по всем условиям, но их поведение бессмысленно и бесцельно.

Гиперопека, как лишение возможностей к самостоятельному поведению, также может быть причиной формирования обученной беспомощности. На поведенческом уровне это может проявиться в неумении включиться в игру, адекватно исполнять приписанную роль, ограничивать контакты со сверстниками и максимально стремиться к общению в кругу семьи, где все потребности удовлетворяются по первому требованию. Это значит, что система воспитания здоровой поисковой активности должна формировать условия для самостоятельности отстаивания своих интересов и решения встающих проблем, преодоления чувства неуверенности, поддержки стремления к самоактуализации, адекватного включения в ведущую деятельность.

В семьях может происходить искажение представлений о мире взрослых и системе ценностей в этом мире, система воспитания поисковой активности в школе должна это учитывать и компенсировать. Роль взрослого — одна из наиболее желанных ролей в игре подростков, эта роль может исполняться неадекватно, а это не будет способствовать выбору этих детей на такие роли. В старших классах достаточно широка сфера деятельности, где возможно заместительное поведение, появляется возможность отнесения причины своих неудач вовне или вовнутрь и т.п.

Следует также учесть, что когда ученик осознает, что ему не надо уже затрачивать усилий для достижения желаемого результата, это блокирует поисковое поведение, формирует пассивную стратегию, препятствует включению ученика в решение возникающих задач. Однако его самооценка при этом будет высокой. И если у старшеклассника с развившимся по такому типу отказом от поиска изменяется социальная ситуация, он попадает в условия, требующие активного включения в решение проблем, возникает сильная внутренняя напряженность, обусловленная невозможностью применения выработанных стереотипов поведения, высоким уровнем притязания и страхом перед возможным неуспехом.

Подростки с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в социальных контактах имеют негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание "воспитательных" рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Поведение ребенка в семье в этом случае определяет стратегию его поведения в других сферах взаимодействия с окружающей средой.

Поисковое поведение, базирующееся только на рациональных, однозначных возможностях проявления становится самодовлеющим. Мы видим достижение цели ради цели, девиз в поведении «Я такой и другим мне не бывать». Такое поведение становится стереотипным, часто приобретает черты назойливости, навязчивости. Необходимо создать условия для реорганизации поискового поведения, направить его не только на рациональные достижения целей, но и на проявления чувств, спонтанности поведения, поддерживающие эмоциональные контакты, развитие творческих возможностей, приобщение к искусству.

Многогранность развития дает интегрированность поведения, его созидательный творческий характер. Невербальное мышление обеспечивает непредвзятость и многогранность подхода, вербальное мышление обеспечивает организацию и направление компонентов творчества, ограничивая его потенциальную хаотичность, способствуя критическому анализу "изнутри". Творчество — это типичный образец поисковой активности, наиболее естественный, не требующий дополнительной стимуляции. В. С. Ротенберг указывает на то, что мозг настолько может естественно развиваться в творческой поисковой активности, что этим могут объясняться даже такие загадочные феномены, как передача мыслей на расстояние или предугадывание будущего. [2]

В целом, реестр поисковой активности включает: планирование, прогнозирование, фантазирование, моделирование, - все, что можно отнести к творчеству. Поиск, независимо от сопровождающих его эмоций, повышает устойчивость организма к нагрузкам, поисковая активность означает направленность на изменение ситуации (или собственного к ней отношения) при отсутствии определенного прогноза результатов этой активности, но с постоянным учетом этих результатов в процессе деятельности.

Для того чтобы поведение человека было творческим, созидающим, не распадалось на отдельные, несвязные элементы, не превращалось в хаотическое, в сознании не должны сосуществовать две разнонаправленные, но одинаково сильно выраженные потребности, побуждающие к взаимоисключающему поведению. То есть сознание не должно "заражаться» теми "соблазнами", реализовать которые человек может только ценой отказа от принятых им моральных ценностей, а, значит, и от собственной личности.

Поисковая активность является компонентом многих конкретных типов поведения: исследовательско-ориентировочное, активно-оборонительное (включая активное избегание опасности). Из определения поисковой активности следует, что существуют типы поведения, которые ее не включают. Так, при стереотипном поведении есть прогнозируемость результатов, а, значит, нет поиска. При паническом (хаотическом) поведении отсутствует постоянная оценка результатов поведения, активность не может быть гибкой, ее направление не может меняться в соответствии с изменением ситуации, и паника нередко завершается отказом от поиска. Отказ от поиска проявляется депрессией, обученной беспомощностью.

Поскольку контроль над ситуацией (или его отсутствие) рассматривается как фактор, определяющий устойчивость к стрессу, а утрата контроля или отсутствие чувства контроля являются центральными определениями в теории обученной беспомощности, (под контролем понимается желаемая и ожидаемая связь между действием и результатом, предыдущий опыт контроля предотвращает развитие обученной беспомощности), поисковая активность, уравновешенная умеренно выраженным стереотипным поведением, обеспечивает гармоничность личности. (пассионарность)

Таким образом, в работах Ротенберга выводится четыре установки поведения: 1. Поисковая активность, 2. Стереотипность поведения, 3. Отказ от поисковой активности по типу обученной беспомощности (хаотичное поведение), 4. Отказ от поисковой активности по типу капитуляции перед трудностями (пассивное поведение).

И теперь вы видите, что у меня есть основания сказать, что ведение работы по планированию карьеры в школе правильно будет рассматривать, как попытку восстановить воспитательную функцию школы. Наши дети проводят в школе десять лет своей жизни в тот самый период, когда происходит становление личности. Но это, конечно, уже воспитательная работа на новом качественном уровне: с опорой на диагностику, на интересы и стремления детей, на их способности и возможности. Это воспитание деловой культуры с учетом будущего развития профессиональной карьеры. Культура – это система связей созидательного характера и направления, позволяющая обеспечить качественное развитие. Поэтому план карьеры нужно рассматривать как системную модель культурного развития. План карьеры должен включать минимум необходимых элементов, ключевых для карьеры. Первая структурная часть плана карьеры: потенциал. Что он должен описывать и включать? Посмотрите раздаточный материал, там есть развернутый план сочинения на тему «Проект моего плана карьеры». Первое – потенциал - конечно природные способности: врожденные, приобретенные в раннем детстве. Важно, что эти способности у каждого человека выстраиваются в иерархию. Есть способность, такая особая направленность внимания, чувства, памяти, благодаря которой создается здоровое созидательное ядро личности. Это та способность, на которую можно опираться всю жизнь, ребенок чувствует, что чем больше он вкладывает сил в развитие этой способности, тем успешнее, увереннее он сам становится, тем стройнее становится его жизнь. Такую способность можно назвать талантом. И есть еще другие способности, с помощью которых развивать главную способность становится удобнее, эффективнее. И дальше вы видите в плане сочинения те самые моменты, о которых мы с вами только что говорили умным взрослым языком, но только переведенные в форму упрощенных вопросов, пригодных для восприятия детей. В структуру сочинения входит модель социально-адаптивного поведения как способ освоения социальных возможностей для развития. Это второй элемент плана карьеры. Далее: выбор профессии – третий элемент. Мы это будем разбирать подробнее на следующих семинарах. Далее – способ обучения профессии. И последний пункт сочинения и плана карьеры – выводы, резюме. Есть вопросы у Вас?

Для врача важно:

  • чувствовать состояние других людей;
  • искренне сострадать и сопереживать;
  • четко формулировать задачи и следовать поставленной цели в лечении;
  • иметь твердость характера, острый ум, тонкость различения;
  • слушать больного с уважением;
  • учиться у наставника со вниманием;
  • помнить лучшее, чтобы дарить надежду;
  • придерживаться правил и всегда искать положительное решение;
  • быть активным и энергичным, чтобы стать харизматичным доктором, которому верят

[1] Положения концепции поисковой активности и различные ее аспекты развиваются в работах: В. С. Ротенберга Вадим Ротенберг. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. Авторский сборник. Издательство: Центр Гуманитарной Литературы `РОН`, 2001 г.; неопубликованных статьях «Поисковая активность и пассионарность в контексте других психобиологических концепций», «Поисковая активность и ее роль в ориентировочной и оборонительной реакциях: психофизиология и концептуальный подход».

[2] Вадим Ротенберг. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. Авторский сборник. Издательство: Центр Гуманитарной Литературы `РОН`, 2001 г.

Версия сайта для слабовидящих